Размер шрифта цвет картина

<< Yanvar 2025 >>
DUSECHPAJUSHYA
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Подписка на новости


На сайте сейчас 7 пользователей Статистика телефон доверия
НАСЛЕДИЕ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Ферганский областной хокимият

История города Маргилана

 2017-12-23 10:18:54    12048

Скачать PDF
Печать


Маргила́н (узб. Marg‘ilon, Марғилон) — город в Ферганской области Узбекистана.

Маргилан расположен на юго-востоке Ферганской долины, в предгорьях Алайского хребта, в 9 км к северо-западу от города Фергана — областного центра. Древний центр производства шёлковых тканей Средней Азии.

Железнодорожная станция на линии Андижан — Коканд.

История[править | править код]

В древности[править | править код]

Маргилан является одним из древних городов Ферганской долины. В 19942004 годах в городе работали сотрудники института археологии Узбекистана, выявившие существование орошаемого земледелия в Маргиланском оазисе со времени не позднее IVIII веков до н. э.

Поселение возникло во III вв. до н. э., когда одна из дорог Великого шёлкового пути пролегла через Фергану[2]. В источниках поселение известен с IX века,[3]. название Маргилан известно с Х в.

« По существующей гипотезе значение слова "Маргилон" образовано из двух персидско - таджикских слов: "МАРГ" — "луг, лужайка, полянка, зеленая трава, зеленая низменность" и древнеиранским суффиксом "ЛОН" означавшим - "местность". При слиянии этих двух слов получается "МАРГИЛОН" – зеленая местность". »

По одной из легенд Александр Македонский был в Маргилане и повествует, о следующем:

« Местные жители, узнав о намерении Александра Македонского посетить их город, готовились его торжественно встречать. Один из старейшин посоветовал встретить гостей курицей и хлебом, что и было сделано. Александр Македонский после угощения спросил, как называется это блюдо. Ему ответили на фарси «Мургинон», то есть курица с хлебом. На обратном пути он вновь отведал это блюдо, после чего назвал эту местность «Мургинон». Считается, что в это время и произошло название «Маргилан». »

Достоверно известно, что Александр Македонский в Фергане не был, а крайним пунктом его экспансии на территории Средней Азии был город Ходжет, где около или на месте его он возвел город-крепость Александрия Эсхата. Культ Александра Македонского в Ферганской долине, скорее всего, возник в результате миграций горных жителей, которые считали себя его потомками и являлись жителями квартала «Пошшо Искандар» в Маргилане. Мазар в этом квартале, где якобы находилась могила Александра Македонского была датированна XVIII в. (могила сфотографирована 1935 г.). Из этого следует что, скорее всего в мазаре была могила Искандера, однако не Александра Македонского, а Пошшо Искандера родом из Дарваза (Памира) (предка Шаха Дарваза Абулфайзхана), который в XVII в. владел на севере Фергану, а на юге Куляб и Кабул. Имя этого завоевателя с течением времени было заменено более популярным именем Александра Македонского, с которым в Средней Азии связано много легенд и преданий, и мазар стал называться мазаром Пошшо Искандар Зулькарнайн (в местном произношении Зуль-кайнар) — царя Александра Двурогого[4][5]

Среднеазиатскийузбекский и советский путешественникписательпереводчик-полиглотисторик и джадидист Исхокхон Ибрат (настоящее имя Исхокхон Тура Джунайдулло-ходжа оглы), в своей исторической книге «История Ферганы» (Тарихи Фаргона) 1916 г.[6]

« относит Маргилан к древним городам Ферганы. Время основания и название города автор связывает с переселенцами из Персии, и датирует 833 г. т.е. IX в. »

Согласно археологическим исследованиям в Маргилане с IX в. широко распространилась ремесленничество. Следующая версия о происхождении название город «Марғилон» образованного на месте нескольких поселений прибывшими сюда жителями Гилянской долины, которые у себя на родине занимались шелководством возможно более правдоподобна.[7].

« В период правления двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), четвёртого праведого халифа Али ибн Абу Талиба (656—661), некторые курайшиты из рода первого праведного халифа, сподвижник и тестя пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка во главе со знатью г.Медины начали переселятся на северо-восток до берегов Каспия, где на территории Гилянской долины они создают мощное государство Сеидов со столицей в г.Решт.

В VII—VIII в. после притеснения их другими племенами замечается массовое переселение заметной части арабских и иранских племен (принявших Ислам иранские народы: персы, белуджи, гилянцы-ғилони, мазендеранцы, луры и др.), которые перебираются к подножиям Памира, где создают государство Мирон Замин, что означает Земля Сеидов. Но через некоторое время оттуда племена белуджи направляются на южные регионы Афганистана, Пакистана и Ирана, а носители арабско-персидского диалекта арабы, персы, гилянцы-ғилони, мазендеранцы, луры и некоторые народы памира идут на север в Ферганскую долину.

Основная часть гилянцев а так же луры, персы оседают в первым городе на их пути, которому в последующим дали историческое название своей родины Решт [8] - "Рештон", что означает "рештцы", окончание "-он" в переводе с фарси обозначает принадлежность к какому либо региону или народу.

В Рештоне гилянцы представляли себя на иранском наречие "Мо-ар-ғилон" - "Мы-из-гиляна", "Ман-ар-ғилон" - "Я-из-гиляна", "Мо-ғилони" - "Мы-гилянцы", "Ман-ғилони" - "Я-гилянец". В связи с тем, что местное население в основном занималась гончарством, а гелянцы у себя на родине занимались шелководством, а луры земледелием и скотоводством, через некоторое время гелянцы и луры решают создать свои собственные поселения.

Племя луров недалеко от столицы Рештон, создают поселение с названием своей исторической родины «Хуррамобад» [9] — в переводе с фарси поселение «счастья» т.е. нынешнее поселение Хуррамобад в Риштанском районе.

Племя гилянцев за селением луров, на луговой поляне – «марг» (таджикское) создают небольшое поселение и назвали ее «маргигилон» т.е. луг-лужайка или поляна гилянцев. После этого все начали называт эту местность поляной гилянцев «Марггилон» или они из гиляна "Мо-ар-гилон" т.е. поселение жителей "из-гиляна". В данном поселении гилянцы организовали производство шёлковых тканей, чем они занимались в исторической родине. В последующие века поселения называли по-разному по звучанию и написанию Моарғилон - Марғинон - Марғилон, но смысл сводился к одному "Мы-из-гиляна". В XII в. он превратилась в крупный персоязычный город (истории известно, что до XVII века Маргилан - Марғилон был персоязычным городом, пребывания тюркоязычных племен мингов, юзов и др., постепенная ассимиляция с автохтонным населением привело к тюркизизации населения города.), который до сегодняшнего дня считается крупнейшим центром производства шёлковых тканей в Центральной Азии.

Первоначально гилянцы говорило на северо-западным иранском языке, однако в X веке они перешли на фарси, тем самым, можно сказать, что смесь арабско-персидско-гилянско-лаурско-мазандаранского и тюркского в будущем стали основой современного узбекского и таджикского языков

»

Данную легенду, так же подтверждает захоронения в городе, комплекс «Пир Сиддик». Из древних времен мазар назывался «Пир Сиддик» в честь первого праведного халифа, сподвижник и тестя пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка. Мавзолей сооружен в 1742 г. на месте древнего захоронения, по преданию мазару тысячу лет и там были похоронены племянники первого праведного халифа Шожалил ва Пошшобиби. Не исключено, что именно они являются представителями той знати г. Медины которые переселились к берегам Каспия, в последующим в предгория Памира, оттуда в Ферганскую долину, где сперва поселились в Риштане, и через некоторое время с гелянцами недалеко от Риштана образовали нынешний г. Маргилан. Отсюда и возникает утверждения, о том, что Бурхануддин ал-Маргилани ар-Рошидоний, по прямой линии потомок первого праведного халифа Абу́ Бакра ас-Сидди́ка.

О том, что жители Маргилана являлись носителями персидского диалекта то есть диалекта гилянцев подтверждается так же основателем Империи Великих МоголовБабуром[10], по его данным, в XV в. население Ферганской долины состояло из тюрков и таджиков (он называл их сартами). Жителей Маргелана, Соха, Ришдана, Исфары и Канибадама Бабур относил к сартам (таджикам), а Андижана и его окрестностей к тюркам. В своей книге «Бабу́р-наме́» [11] пишет что —

« Еще один город — Маргинан, к западу от Андиджана в семи йигачах пути. Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты и урюк там обильны и хороши. Есть один сорт граната, который называют донакалан; в его сладости чувствуется легкий приятный кислый привкус абрикоса. Этим гранатам можно отдать предпочтение перед семнанскими гранатами. Имеется там еще сорт урюка, из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плода ядрышки и сушат; называют его субхани, он очень вкусный. Дичь там хорошая; белые кийики попадаются близко. Жители Маргинана — сарты; это драчливый и беспокойный народ. Обычай драться на кулаках распространен в Мавераннахре; большинство знаменитых кулачных бойцов в Самарканде и в Бухаре — маргинанцы. Автор Хидаи — уроженец селения маргинанской области, называемого Ришдан. »

Вышеизложенные версии также подтверждаются антропологическими данными жителей города, основная масса которых относится к памиро-ферганской расе, большой европеоидной расы с частичной примесью монголоидных элементов. Кроме гилянцев и персов одним из предков маргиланцев возможно являются представители памирских народов — язгулимцы[12], прибывшие из государство Мирон Замин, которые считают себя прямыми потомками Александра Македонского, о чём свидетельствуют и предания, бытующие в Средней Азии. Язгулимцы народ свободолюбивых, не скрывающее своих стремлений к независимости, фанатичные последователи ислама и воинственные. Один из протестированный Халилов (221740) из Маргилана, Узбекистана, имеел гаплогруппу G2a1a1. то есть группу язгулямского происхождения.[13][14].

При Саманидах (IX-X вв.) Маргилан был небольшим городом. Через него проходил только один торговый путь, который шел по южной Фергане. В письменных источниках он упоминается как Маргинан. После угасание под влиянием местных причин таких крупных городов как Кува и Риштан в XI в. положение дел меняется. Процветанию Маргилана способствовало то, что он находился на перекрестке Великого шелкового пути, идущего с Запада на Восток; после Ходжента он разветвлялся на две дороги: северную и южную. Южный путь после Канибадама шел в горнорудный район Сох и далее, через Хайдаркан, в Охна, Кадамжой и, наконец,в Маргилан. Северный путь после города Ахсикента (Ахсикет) снова делился на два: один шел через «Миян рудан» («икки сув ораси», Нарын и Карадарью) в Узгенд, второй - в Маргилан. В этот период город территориально растет за счет рабада. Интенсивно развиваются все виды ремесел. И в результате, Маргилан («Маргинан») в XI-XII вв. стал одним из столичных городов Ферганы и имел свой монетный двор, где чеканились монеты от имени наместника Караханидского государства.

Известный Российский востоковед, академик В. В. Бартольд в своих исследованиях указал:

« Бывали случаи разрушения города во время военных действий, кроме того, под влиянием местных причин город мог обратиться в село, а село в город. В Фергане Маргинан в X в. был небольшим городом, а в XII в. причислялся к «известным городам», тогда как Риштан бывший в X в. городом более значительным, чем, Маргинан, сделался деревней в окрестностях Маргинана. »

Переселившийся в середине XII в. по приглашению правителя Маверанна́хра в Самарканд уроженец квартала Дахбед древнего г. Риштан, исламский законовед-факих, богослов, Шейх-уль-ислам, Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр ибн Абдул-Джалил аль-Фергани аль-Маргинани ар-Рошидоний более известен как Бурхануддин аль-Маргинанидля себя и своих мюридов (مريد|последователей, учеников) риштанцев и маргиланцев выбрал место для поселения в пригороде Самарканда и назвал её Дахбедом (в переводе с персидского «дах» — десять, «бед» — ива, то есть «десять ив»). В XIV—XV вв. в Самарканде дахбедцы участвовали в оформлении грондиозных архитектурных комплексов города. С того времени улица, в Самарканде на которой жили дахбедские мастера, до сих пор называется Дахбедской.

Исламский богослов представитель суфизма, шейх учения Накшбанди Махдуми Аъзам считал богоизбранного святого Бурхануддин аль-Маргинани своим духовным наставником. При жизни несколько раз посещал родину духовного наставника квартал Дахбед в Риштане. Спустя более 300 лет Махдуми Аъзам в знак уважания своему духовному наставнику Бурхануддину аль-Маргинани избрал для своего постоянного место прибивания Дахбед Самарканде, тем самым продолжил известность поселения последующим основав школу суфизма «Дахбедия».

А так же, поселения Дахбед является родиной предков Ахмад Шах Масуда — афганского полевого командира, министр обороны Афганистана (1992—1996). Все панджшерские таджики и узбеки считают своей исторический родиной поселение Дахбед в Самаркандской области Узбекистана. Предки панджшерских таджиков и узбеков переселились в Панджшерское ущелье Афганистана в конце XII в. после окончательного заселения Средней Азии кочевыми тюркоязычным населением и вытеснением персоязычных и оседлых этносов.

Тем самым можно констатировать, что нынешнее поколение жителей поселения Дахбед Акдарьинского района Самаркандской областиУзбекистана и Панджшерского ущелье Афганистана предки древних жителей Риштана (квартала Дахбед) и Маргилана Ферганской области Республики Узбекистан.

Средневековые ученые, исламские богословы и законоведы-факихи Маргилана, Абдул-азиз ибн Абдураззоқ ибн Абу Наср ибн Жаъфар ибн Сулаймон Марғиноний (1084 г.), Абу Муҳаммад Умар ал-Қандобий ал-Марғиноний (1093 г.), Али ибн Абу Бакр Марғиноний (1197 г), Абу Ҳафс Низомиддин Умар Марғиноний (1203 г.), Абул Маҳосан Заҳриддин ал-Хасан ибн Али ибн Абдулазиз Марғиноний (1203 г.), Абул Хасан Заҳириддин Али ибн Абдул-азиз ва Шамсул аимма Маҳмуд Абу Шандий (1112 г.), Хасан ибн Али Заҳириддин ал-Кабир лақаби Абул Махосиндир, Бурҳониддин Маҳмуд ибн ас-Садр ас-Саъид Тож ад-Дин Аҳмад ибн ас-Садр ал-Кабир Абдал-азиз ибн Умар ибн Муаз ал-Бухори ал-Марғиноний- наставник Бурҳониддина ал-Марғиноний.

С 1710 по 1876 год Маргилан входил в состав Кокандского ханства, был центром бекства.

Источник: Википедиа